Стуки в подвеске. Причины и их решения

Подвеска – один из наиболее нагруженных узлов автомобиля, постоянно испытывающий негативные воздействия неровностей дороги. Именно поэтому детали подвесок начинают интенсивно изнашиваться и разрушаться раньше, нежели большинство прочих. В отличие от многих иных узлов, признаки некорректной работы подвески зачастую очевидны и позволяют своевременно принять меры по устранению возникших или даже лишь зарождающихся дефектов. К числу подобных признаков относятся:

  • повышенная вибрация кузова;
  • увеличенное усилие на рулевом колесе (на авто без усилителя);
  • поперечный перекос кузова;
  • скрипы и глухие шумы;
  • различного рода стуки в подвеске.

Характер последних в наибольшей мере способен указать на конкретное место и причину возникшей неисправности.

Стук в передней подвеске при повороте

Такой тип стука возникает, чаще всего, по следующим причинам:

  • при износе сайлент-блоков, соединяющих рычаги передней подвески с несущими элементами кузова, поперечной балкой или подрамником, или выработке их посадочных гнёзд;
  • при износе или потере упругости подушек стабилизатора поперечной устойчивости, а также ослаблении крепежа прижимающих их кронштейнов;
  • при нарушении геометрии рычага или балки.

Определить первую причину можно, при определённом опыте, визуально, резко качая вывешенное колесо из стороны в сторону. При значительном износе можно увидеть смещение внутренней втулки относительно наружной.

Существенный износ подушек также можно, в ряде случаев, определить «на глаз» — как правило, внутренняя сторона в этом случае имеет увеличенную деформацию края посадочного отверстия.

Косвенным признаком износа сайлентблоков и упругих элементов стабилизатора является ухудшение управляемости автомобиля («рысканье» на больших скоростях, некорректность поворота на малых).

Стук в подвеске при торможении

Наиболее часто стуки спереди при торможении слышны по причине различных неисправностей других узлов – в первую очередь, самих тормозных механизмов, ШРУСов, а также при значительном износе или нарушении момента затяжки подшипников ступицы. Однако глухой стук в области оси колеса при резком торможении может сигнализировать об износе или ослаблении крепления шаровой опоры.

Стуки в подвеске при наезде на неровности

Причины их возникновения весьма многочисленны. Подобные звуки могут вызываться как уже перечисленными неисправностями подвески, так и иными, среди которых наиболее характерны следующие:

  • ослабление крепления передней стойки к кузову (сверху) или рычагу, либо износ подушки или втулки;
  • ослабление крепления амортизаторов или износ втулок;
  • недостаточное количество жидкости в амортизаторах или стойках;
  • поломка или сильное ослабление пружин;
  • износ или повреждение резиновых втулок рессорной подвески;
  • поломка или прослабление рессор.

В действительности причин возникновения посторонних стуков значительно больше, и составить исчерпывающий перечень для самостоятельной диагностики весьма сложно. Основных типов конструкции только передней подвески девять, и каждый имеет свои особенности и характерные неисправности. Имеются определённые отличия в «поведении» подвесок у автомобилей разных марок и моделей. К примеру, «пластмассовый» стук в передней подвеске нередко возникает у некоторых корейских и японских моделей при минусовых температурах; источником подобного звука являются амортизаторы. Следует отметить, также, что стуки и шумы, производимые иными узлами, достаточно сложно отличить от стуков деталей подвески, поэтому первичную диагностику следует осуществлять в комплексе, проверяя состояние не только самой подвески, но и рулевой рейки, суппортов, ШРУСов, трапеции и иных конструктивных элементов.